Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2015 / 12 / 02 /
Опубликовано: 02 декабря 2015 в 08:58
37    3363

У 359-ФЗ прорезались первые зубки: юбилей одного закона или годовщина ностроевского беззакония?

Этой осенью саморегулируемое сообщество могло бы отметить небольшой юбилей. Год назад, а именно 24 ноября 2014 года указом Президента РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» 359-ФЗ. Принятию этого документа предшествовали бурные дискуссии. Яростный напор Нацобъединений, убеждавших весь честной саморегулируемый народ, что без законодательной дубинки навести порядок в профессиональном строительном СРО-сообществе никак не получится, наталкивался на не менее энергичные возражения со стороны экспертов отрасли, опасавшихся новых витков коррупции и передела рынка.

Но, как то и повелось в последнее время, возражения общественности были спрятаны под сукно и путём вопиющей законотворческой казуистики нормативный акт удалось провести через Госдуму. Невзирая на то, что главными выгодополучателями от нового закона становились как раз-таки Нацобъединения, обретающие столь давно чаемые контрольно-надзорные полномочия, заказчик, по всеобщему мнению, сидел гораздо выше. Смешно и подумать, что НОСТРОЙ, который даже для судов со СРО вынужден нанимать юристов со стороны и за целый год не сумел написать закон о госзакупках, вдруг сумел приделать столь мускулистые ноги к 359-ФЗ, в мгновение ока пронёсшие законопроект через все лабиринты главного представительного органа страны.

Как бы там ни было, срок с момента принятия федерального закона прошёл немалый. Можно уже подвести первые итоги – как отразились его нормы на системе саморегулирования. Оправдались ли надежды и самого НОСТРОЙ, и его могущественных опекунов?

1. Функции одни и те же, а понимание их у Нацобъединений разное

Разговаривать, в общем, приходится в основном про Национальное объединение строителей, поскольку его младший (или средний?) собрат НОПРИЗ к новым своим функциям отнёсся без особого адиотажа. Команда президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаила Посохина изначально старалась не позиционировать себя как новую саморегулируемую инквизицию, предпочтя режим диалога и работы над ошибками совместно с проштрафившимися СРО. Для того, чтобы прикрыть тылы был создан столь остроумный инструмент, как Окружные контрольные комиссии (ОКК) с рекомендательным голосом де-юре, но весьма широкими полномочиями де-факто. Это нопризовское изобретение позволило прийти к тому устраивающему все стороны равновесию, когда заблудших сыновей возвращают в семью после более-менее суровой порки, а не выгоняют пинками на мороз.

У строителей не так. Новая команда НОСТРОЙ, в большинстве своём прошедшая школу Ростехнадзора, с азартом принялась за реализацию карательных функций. Высокопоставленные ностроевцы аж чесались от нетерпения, раскладывая на столе инструменты для наведения порядка и горя желанием поскорее приступить к процедуре!

На лояльных сайтах, типа вот этого, появлялись такие, например, панегирики: «Вступление в силу № 359-го федерального закона от 24.11.2014 позволило найти конструктивный путь развития института саморегулирования. Принятые поправки позволяют максимально быстро регулировать механизмы, обеспечивающие полноценную работу СРО в строительной отрасли. Жизнь в формате fast-living заставляет оперативно реагировать на перемены. И благодаря новому закону профессиональное сообщество сможет это реализовать!».

Первым партнёрством, на котором был опробован новый закон, стала СРО «Регионстройсервис», исключённая из Единого реестра 18 марта 2015 года приказом № 100 главы Ростехнадзора Алексея Алёшина. Особых проблем при этом не возникло, так как партнёрство к тому моменту существовало, в общем-то, только на бумаге и активных членов не имело. Окрылённые успехом РТН и НОСТРОЙ решили повторить. 6 августа во внесудебном порядке исключили из реестра СРО НП «РОСТ», а 9 сентября – СРО НПС «ГлавСтрой». Дальше – больше. В разработку попали НП «СОЮЗПЕТПРОСТРОЙ-СТАНДАРТ», «Строительный Альянс Монолит», НП «Стройконтроль», АС «Передовые строительные технологии», НП «Региональное содружество строителей», НП «Объединение строителей ТЭК»

Гильотина якобинцев с Малой Грузинской заработала на полную мощность, ностроевское начальство не могло нарадоваться свалившемуся с неба счастью. Кое-как удалось замять скандал с проворовавшимися от жадности сотрудниками, которых повязал под белы рученьки ОМОН прямо в туалете Нацобъединения. Сумели отбиться от жаждущего мести Николая Сорокина. Процесс был запущен. Под шумок создали некую группу «развития программы по реализации Федерального закона № 359-ФЗ». Появились и свои «буревестники НОСТРОЙ», которые кружили и курлыкали грозные песни с требованиями не церемониться с контрой и выжигать проклятых коммерсантов калёным железом. Особенно усердствовали в этом деле питерский координатор Алексей Белоусов, для которого докладные записки о коллегах уже давно стали любимым жанром, и конкурсный управляющий из Оренбурга Андрей Таушев, которому чужие банкротства – кусок хлеба на стол.

2. Передел имени 359-ФЗ или «Подкрышники» НОСТРОЙ и РТН

Однако революционный угар быстро сменился холодным душем. Произошло то, о чём не раз и не два предупреждали ностроевцев квалифицированные специалисты в области строительного саморегулирования – полусырой закон создал головную боль и для СРО, и для Нацобъединения. И НП «РОСТ», и СРО НПС «ГлавСтрой» отнюдь не прониклись идеей о том, чтобы сдать компфонды в НОСТРОЙ, а самим пойти по миру. Вместо этого оба партнёрства стали оспаривать решения отцов-командиров в судебном порядке. И если у «ГлавСтроя» шансов склонить правосудие на свою сторону оказалось не так уж много, то «РОСТ», по мнению экспертов, вполне может отбить все атаки НОСТРОЙ и РТН.

Тем временем выяснилась и другая неприятная деталь – напрочь отсутствует отработанный механизм передачи компфондов и перехода членов из исключаемого СРО в другое партнёрство. Та хитроумная процедура, которую предлагает, да всё никак не может реализовать на практике НОСТРОЙ, породила множество злоупотреблений, включая откровенно рейдерские атаки со стороны СРО-«падальщиков». Причём, последние не стесняются говорить о своей скоординированной деятельности не только с Нацобъединением, но и с Ростехнадзором! Другими словами, допуски как продавали, так и продают. Только круг продавцов стал значительно уже: этакие ностроевские и ростехнадзоровские «подкрышники». Остальные продающие решили пока поберечься. В общем, получился своеобразный передел имени 359-ФЗ.

Стали сбываться прогнозы нашего эксперта, юриста Алексея Старицына, который, глядя на творящуюся чехарду, предупреждал: «Изменения, внесённые в Градкодекс законом № 359-ФЗ, не имели настоящей целью искоренение лиц, выдающих фиктивное свидетельство о допуске. Основная же цель – создание коррупционной составляющей, позволяющей использовать основания исключения сведений о СРО из Государственного реестра СРО, приводящей к выбиванию средств у руководства любой СРО (неофициальные денежные потоки). Дополнительная цель – перераспределение членов СРО в «правильные СРО» с целью повышения средств, собираемых как вступительные и регулярные членские взносы (официальные денежные потоки)».

Другой наш эксперт, лидер дальневосточных саморегуляторов Валерий Мозолевский, который, хотя и частенько полемизирует с господином Старицыным, но говорил примерно о том же: «ФЗ № 359 содержит в себе потенциально коррупциогенный фактор в деятельности Национального объединения, устранить который и является задачей ближайшего времени… Мы неоднократно заявляли об отсутствии результативности положений № 359-ФЗ по ликвидации недобросовестных СРО. Закон не запрещает открывать новые саморегулируемые организации, чем могут воспользоваться учредители и руководители ликвидируемых саморегулируемых организаций».

Наконец, Общественный совет по развитию саморегулирования (ОС) пытался обратить внимание чиновников и функционеров Нацобъединений, пожалуй, на самую основную правовую коллизию, создаваемую законом: «В силу норм, предусмотренных частями 8 и 8.1 статьи 55.20 ГрК РФ, Национальные объединения не обладают контрольно-надзорными полномочиями. 359-ФЗ всего лишь расширил функции Национальных объединений в части ведения реестра и направления запросов. Законодательством не предусмотрено осуществление Национальным объединением функций контроля за проведением собраний членов СРО, за порядком размещения и состава средств компенсационного фонда».

Не прислушавшись вовремя к советам специалистов и не доведя до ума полусырой закон, ностроевские буревестники загнали в угол самих себя. Очевидно, что сейчас Нацобъединение ждёт, чем закончатся суды в отношении двух строптивых СРО, и дальше махать дубинкой не торопится. В итоге был достигнут только один эффект – строительные компании, члены попавших под раздачу партнёрств, оказались на сегодняшний день в подвешенном состоянии и не знают, сумеют ли спасти внесённые в компфонд средства и могут ли вообще продолжать работу. На торговле допусками спецоперация НОСТРОЙ никак не отразилась, разве что стали осторожнее СРО, не допущенные ко двору.

3. Пока ни качеством работ, ни безопасностью хвалиться не приходится

Может быть, изменения в лучшую сторону произошли с безопасностью на стройплощадках страны? Но почти каждую неделю мы слышим о гибели строителей. Причём, сообщения приходят не из каких-то медвежьих углов, а из обеих столиц: то из вотчины, контролируемой московским координатором Николаем Маркиным, то с территории, «помеченной» его питерским коллегой Алексеем Белоусовым. Не говоря уже о прокатившемся недавно кранопаде

Что в эту подглавку добавить? Да, кроме непечатных выражений, больше и нечего!

4. Единый реестр СРО: по-прежнему слов очень много, а дела мало

Остаётся только Единый реестр – достижение, которое любит ставить себе в заслугу ностроевские деятели. И даже не стесняются предаваться влажным мечтам о том, что их детище со временем станет «частью портала госуслуг». Но увы. Даже заместитель главы Аппарата Ирина Кузьма на последней Окружной конференции в Москве была вынуждена признать, что пятая часть всех столичных СРО откровенно саботирует работу реестра. И в лучшем случае удастся всё довести до ума к новому году. Так что снова предлагают ностроевцы подождать и набраться терпения. А там, глядишь, под ёлочкой да под бой курантов и не до очередных гомункулусов да криво работающих сайтов станет уважаемым специалистам строительного саморегулирования.

5. И на вопрос: «Где деньги, Зин?» – ответ, конечно, будет. Но чуть позже…

Хотелось ещё добавить и пятую подглавку, посвящённую никак не освояемому бюджету Национального объединения строителей. Ага, тем самым более 600 миллионам рублей, из которых, правда, половина странным образом «зависла» в банке «Российский кредит». Однако это уже совсем другая история, хотя и имеет к сегодняшнему разговору пусть и опосредованное отношение… Мы вернёмся обязательно к этой теме отдельно!

В общем, куда ни глянь – не помог НОСТРОЙ и РТН пресловутый 359-ФЗ. Торговля допусками процветает, ТБ не соблюдается, реестр тормозит… Сколько ещё-то годков и миллионов нужно потратить, что наконец-то удалось навести пресловутый порядок, о котором так любят говорить вчерашние ростехнадзоровцы, а сегодняшние «друзья» СРО?

Мы продолжаем следить за деятельностью контрольно-надзорных органов и примкнувшим к ним НОСТРОЙ.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

P.
S. А чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, предлагаем Вам, наши дорогие читатели, взглянуть на эту рекламу, появившуюся на просторах интернета. Лично у нас номер ФЗ359 изделия «Замок многорядный» вызвал не только ассоциацию с пресловутым ФЗ-359, но и улыбку тоже…




 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии