После того, как в массы была вброшена идея о необходимости реформирования Академии наук, и начинание это, в общем-то, встретило негативное отношение, реформа была на год заморожена. А пока плавно запущена информационная подготовка, чтобы подвести общество к мысли о том, что учёных мужей давно уже пора было, как говаривал белорусский Президент, «маленько пиратрахнуть».
Главным камнем преткновения стало, разумеется, огромное по любым меркам недвижимое имущество Академии наук. Законопроект, внесённый премьером Дмитрием Медведевым, предполагает создать так называемое Финансовое агентство научных организаций (ФАНО), которое будет заниматься финансово-имущественными вопросами академии, оставив высоколобым учёным только бумагу, авторучки и научный задор. Немудрено, что эта идея нашла своих противников даже среди явно прокремлёвких политологов. Например, Анатолий Вассерман прямо заявлял интернет-порталу Накануне.RU, что под предлогом реформы учёных лишают всяких средств для обеспечения их деятельности, науку сажают не просто на голодный паёк, но и лишают необходимых для работы инструментов. А главная цель реформаторов – прибрать к рукам то самое имущество, при одном взгляде на которое текут слюнки у любого риэлтора.
Действительно, обиталища учёных каким-то чудом пережили приватизацию девяностых, и теперь этот недосмотр решили исправить. В ход пошли стандартные аргументы, которые предшествуют всякому изъятию собственности – разговоры о неэффективности. Вот уже и «Российская газета» сообщает, что седобородые академики управляют недвижимостью как Бог на душу положит. Это показала проверка Счётной палаты, которая проходила с 2010 по 2013 годы и затронула Российскую академию наук (РАН), Российскую академию сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российскую академию медицинских наук (РАМН) и их подведомственные организации.
Как выяснили аудиторы, в РАМН не было оформлено право собственности РФ на половину объектов недвижимости. В Реестр федерального имущества не внесено 17 процентов от всего имущества РАМН и 19,6 процента имущества РАН, подлежащего учёту. Институт океанологии непонятно куда дел три здания в Москве и шесть квартир в Геленджике. Институт государства и права РАН «потерял» пять движимых особо ценных объектов культурного наследия и один объект недвижимости. Среди других нарушений – не исполнение требований законодательства об охране объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, сдача в аренду коммерческим компаниям земельных участков и зданий, искусственное увеличение кредиторской задолженности… В общем, прямо учёных мужей ворами и мошенниками пока никто не называет, но в общем недвусмысленно указывают, что дальше им оставлять академическое добро не следует. Да и вообще – вон Григорий Перельман какой хороший учёный! Живёт в хрущёвке со старушкой-мамой, зарабатывает на жизнь репетиторством, а весь мир им восхищается! Всем бы так.
Разумеется, идеализировать нынешних академиков не следует. Но почему из-за выявленных нарушений нужно отобрать всё имущество и передать его загадочной полукоммерческой конторе? Ну, посадите десяток-другой вороватых ректоров, чтобы другим не повадно было. Заставьте навести порядок в отчётности, а недвижимость использовать по целевому назначению. Но зачем же ломать одну из немногих, в общем-то, стабильно работающих структур? Как-то очень не хочется, чтобы на месте вузов и лабораторий открывались новые пивнухи и барахолки. До такой реформы даже Чубайс с Гайдаром в лихие девяностые не додумались.
Впрочем, тандем двух Дмитриев – премьера Медведева и министра науки и образования Ливанова пока вынужден взять паузу. Не далее, как 20 декабря Президент России Владимир Путин, встречаясь с учёными, о предстоящем переделе «научной недвижимости» отозвался более чем сдержанно: «Раздать, распихать по нуждающимся – самое простое дело, а потом назад не соберешь. Даже если что-то сегодня оперативно для науки не нужно, не стоит спешить с этим расставаться».
В этих словах намёк и на фактический провал другого медведевского проекта – российской силиконовой долины «Сколково», уже прозванной в народе «наукокрадом». Пока площадка радует только приезжих журналистов торчащим среди изрытого поля футуристическим Гиперкубом с его роскошными залами для пресс-конференций. Так что президентский посыл понятен – пока сами строить научные городки не научимся, к советскому наследию нужно относится бережно.
Мы продолжаем следить за событиями на поле борьбы за реформирование науки и образования.
Ваш ЗаНоСтрой.РФ