Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2013 / 02 / 13 /
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 11:30
0    4064

Библиотека НОСТРОЙ: Великие компиляторы

Заинтересовавшись научными изысканиями руководства НОСТРОЯ, мы порекомендовали нашим читателям одно из произведений, вышедших в серии «Библиотека НОСТРОЙ». Нас привлекли звучные имена создателей – одним из авторов выступил руководитель Аппарата г.Викторов, а рецензентом – сам президент НОСТРОЯ г.Басин.

Напомним, речь идет об издании «Методологические подходы к интеграции науки, образования и профессиональной деятельности специалистов в условиях саморегулирования (на примере строительной отрасли)». Для краткости мы в дальнейшем будем называть эту книгу просто «Методологические подходы».

Итак, повторимся: одним из авторов выступил лично доктор экономических наук, руководитель Аппарата НОСТРОЯ г.Викторов, а одним из рецензентов – лично доктор экономических наук, доктор транспорта, президент НОСТРОЯ г.Басин.

Мы подумали, что творчество таких маститых деятелей саморегулирования требует самого пристального изучения со стороны СРО-сообщества. Еще бы: неутомимые авторы в свободное от работы время собирали для нас по крупицам опыт интеграции науки и образования, продумывали и формулировали уникальные методологические подходы – такое нельзя пропустить! Поэтому мы и призвали читателей не только внимательно прочитать эту книгу, но и поделиться с нами теми новыми и свежими знаниями, что удастся почерпнуть из этого замечательного издания.

Однако читатели наши оказались слишком уж внимательными и слишком дотошными, поэтому нам нужно предварить их без сомнения интересные выводы некоторыми скучными юридическими оговорками. То есть придется разъяснить, что такое в юридическом и научном смысле означают понятия «автор», «рецензент» и «плагиат».

Понятие «автор» дано в статье 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Согласно Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве (1952 год) объявление авторства на изданиях, впервые выпущенных в свет, осуществляется путем проставления копирайта (английское Copyright) – знака охраны авторского права ©. Копирайт проставляется с указанием фамилии автора и названия издательства. На второй странице наших «Методологических подходов» знаком © отмечен М.Ю.Викторов (наряду с другими авторами – А.С.Роботовым и А.С.Роботовой). Это означает, что М.Ю.Викторов объявил себя автором издания, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. В «Методологических подходах» знаком © (по всей видимости – в качестве издателя) указано также Национальное объединение строителей.

Юридическое определение понятий «рецензия», «рецензирование», «рецензент» в российском праве отсутствует. В науке под рецензией понимается аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная значимость. Рецензирование осуществляется учёными-специалистами в соответствующей области до публикации, чтобы удостовериться в точности и достоверности изложения и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом.

Рецензирование изданий не является обязательным. Цель рецензии – повысить доверие к изданию со стороны профессиональной аудитории. При высокой репутации рецензента наличие рецензии может быть использовано в качестве рекламы. На второй странице «Методологических подходов» в качестве одного из рецензентов указан Е.В.Басин (наряду с другим рецензентом Ю.И.Мхитаряном).

Наконец, юридическое понятие «плагиат» раскрыто в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под плагиатом понимается присвоение авторства. За плагиат предусматривается уголовная ответственность, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. В ином случае за плагиат предусматривается административная ответственность. На должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Мы наскоро разобрались в понятиях, теперь пора выяснить вопрос о правомочности использования авторами издания произведений других авторов. Согласно статье 1274 Гражданского кодекса РФ «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в оригинале в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования».

Разъясняя эту норму, Верховный суд указал, что «цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, допустимо в указанных в Законе целях (научных, критических, информационных целях и в обзорах печати), только из обнародованных произведений и в объеме, оправданном целью цитирования» (определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003).

Таким образом, правомочное использование авторами издания произведений иных авторов без их согласия и без вознаграждения возможно только путем цитирования. При этом должно учитываться следующее:
1) мысль, изложенная в цитате, должна быть вспомогательной по отношению к собственной мысли автора. Цитирование должно подтверждать или опровергать высказывание автора. Изложение чужой цитаты как собственной мысли является плагиатом;
2) объем цитирования должен быть разумным. Он должен оправдывать цель цитирования (подтверждать или опровергать высказывание автора);
3) используемые цитаты должны содержать указание имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Наиболее распространенными способами таких указаний являются: указание автора и источника после окончания цитаты; размещение после окончания цитаты сноски на конец страницы, где указаны автор и источник; размещение после окончания цитаты ссылки на источник литературы, размещенный в конце книги. Упоминание использованной работы лишь в общем списке литературы или ссылка на автора использованной работы лишь во введении или послесловии не позволяет определить, какие конкретно высказывания в тексте являются цитатами, а какие собственными мыслями автора. При таком использовании цитат может создастся впечатление, что это труд лица, объявляющего себя автором.  Такое цитирование признается плагиатом;
4) используемые цитаты должны быть опубликованы в оригинале.

И вот только теперь, после всех этих утомительных предисловий и разбирательств в юридических терминах и тонкостях авторского права, мы вправе перейти к анализу «Методологических подходов», сделанному нашими читателями. А они как раз и взялись изучить этот научный труд на предмет законности и правильности заимствования текстов других авторов.

Уже во Введении в последнем абзаце мы встречаем первую ссылку на источник литературы, размещенный в конце книги. В квадратные скобки включена цифра [50]. Под таким номером находим указание на автора, его произведение и источник (Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе/Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000). Вроде всё в точности по закону. Однако внимательный взгляд одного из наших читателей обнаружил, что вообще всё Введение – целиком и полностью – является слегка перекроенной цитатой из труда А.М.Новикова. А где хотя бы одна собственная мысль заявившего себя автором г.Викторова? А где разумность объема цитирования? Где же ссылки в конце каждого абзаца?

Страницы книги 9 и 10 никаких ссылок не содержат. Но и здесь нашим читателям не удалось найти оригинальные мысли М.Ю.Викторова, объявившего себя автором.

Страница 9

Произвольно выбранный абзац полностью заимствован из публикации первого проректора Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России А.А.Герасимова «Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности и особенности становления института саморегулирования в строительном комплексе Российской Федерации», 2012г..

КНИГА

Становление института саморегулирования в различных странах обычно связывается с процессами экономической либерализации и дебюрократизации государственного аппарата, снижения административных барьеров для бизнеса, повышения роли общественных и профессиональных объединений. При этом саморегулирование рассматривается в качестве дополнительного или самостоятельного регулятивного института наряду с государственным регулированием видов деятельности (лицензирование, экспертиза, надзор и т.п.).

ОРИГИНАЛ

Становление института саморегулирования в различных странах обычно связывается с процессами экономической либерализации и дебюрократизации государственного аппарата, снижения административных барьеров для бизнеса, повышения роли общественных и профессиональных объединений. При этом саморегулирование рассматривается в качестве дополнительного или самостоятельного регулятивного института наряду с государственным регулированием видов деятельности (лицензирование, экспертиза, надзор и т.п.).

 

Страница 10

Произвольно выбранный абзац полностью заимствован из опубликованного доклада «Саморегулирование предпринимательской деятельности как механизм регулирования рыночных отношений» генерального директора НП «Национальная Лига субъектов оценочной деятельности», к.т.н В.Е.Бочарова на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций, 2006г.

КНИГА

В России при переходе к рыночным отношениям регулирование рынка по инерции сохранялось за государством, что вылилось в регулирование рынка через лицензирование огромного количества видов предпринимательской и профессиональной деятельности и влияние на рыночные отношения посредством многочисленных приказов и инструкций.

ОРИГИНАЛ

В России при переходе к рыночным отношениям регулирование рынка по инерции сохранялось за государством, что вылилось в регулирование рынка через лицензирование огромного количества видов предпринимательской и профессиональной деятельности и влияние на рыночные отношения посредством многочисленных приказов и инструкций.

Наши читатели проверили и другие страницы «Методологических подходов», где нет ссылок на источники. Вот некоторые результаты:

Страница 29

Произвольно выбранный абзац на 90% заимствован из автореферата  диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Голышева И.Г. «Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования», Казань, 2012г.

КНИГА

В настоящее время, когда профессиональное образование стало доступным и массовым, образовательные услуги стали одним из наиболее востребованных рыночных продуктов, а их производство требует ответственного подхода со стороны учебных заведений. Качество подготовки выпускников стало ключевым фактором в восприятии населением конкретного учебного заведения, а способность его адекватно реагировать на потребности рынка труда расценивается как свидетельство его потенциала и жизнеспособности

ОРИГИНАЛ

В наши дни, когда высшее образование стало доступным и массовым, образовательные услуги стали одним из наиболее востребованных рыночных продуктов, а их производство требует ответственного подхода со стороны вузов. Качество подготовки выпускников стало ключевым фактором в восприятии населением конкретного вуза, а способность учебного заведения адекватно реагировать на потребности рынка труда расценивается как свидетельство его потенциала и жизнеспособности.

 

Страница 59

Произвольно выбранный абзац полностью заимствован из автореферата  диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Гоженко К.Н. «Экономика знания – императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг», Кисловодск, 2012г.

КНИГА

Теоретическая и практическая актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что экономика знания — императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг, и в этом качестве только эффективные рынки образовательных услуг способны порождать экстерналии общенационального масштаба — как позитивные, так и негативные.

ОРИГИНАЛ

Теоретическая и практическая актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что экономика знания - императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг, и в этом качестве только эффективные рынки образовательных услуг способны порождать экстерналии общенационального масштаба - как позитивные, так и негативные.

 

Страница 73

Произвольно выбранный абзац полностью заимствован из автореферата  диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Колядина К.П. «Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний», Саратов, 2012г.

КНИГА

Трудности послевузовской адаптации, отсутствие возможности устроиться на работу по специальности побуждают выпускников реализовывать себя за пределами профессионализации, включая вынужденную переквалификацию, временное трудоустройство на более высоко оплачиваемые, но не требующие полученных знаний рабочие места, а также выезд с целью дальнейшей учебы или работы за рубеж.

ОРИГИНАЛ

Трудности послевузовской адаптации, отсутствие возможности устроиться на работу по специальности побуждают выпускников реализовывать себя за пределами профессионализации, включая вынужденную переквалификацию, временное трудоустройство на более высоко оплачиваемые, но не требующие полученных знаний рабочие места, а также выезд с целью дальнейшей учебы или работы за рубеж

Как ни пытались мы сами, как ни призывали к этому читателей, но собственных мыслей тех, кто назвал себя авторами «Методологических подходов», найти так и не удалось. А вот того, что в юридическом и научном смысле называется плагиатом – хоть отбавляй, и мы привели лишь маленькую часть неприятных открытий, сделанных нашими читателями.

К слову, в научном мире существуют и работы, вообще не содержащие собственных авторских мыслей. Называются такие издания «компиляция». Слово это хоть и происходит от латинского «хищение, накопление выписок», но в принципе компиляция не является чем-то предосудительным. Правда, и создатели таких сборников в статье 1260 Гражданского кодекса РФ именуются не авторами, а составителями. При этом у них тоже есть авторские права на осуществленный ими подбор или расположение материалов (составительство).

Однако, повторимся, указываются создатели таких произведений именно как составители. А кроме того, между автором и составителем есть и еще одна существенная разница – в оплате труда. Составительский гонорар, как правило, в 10-15 раз меньше авторского. Мы не знаем, какой «авторский» гонорар был начислен г.Викторову за компиляцию чужих материалов. По оценкам наших осведомленных читателей, вообще все расходы на весь сборник «Методологических подходов» должны были бы уложиться в примерно 50 тыс. рублей. При этом, как говорят в НОСТРОЕ, Научно-технический совет первоначально утвердил расходы на это издание в размере 1 000 000 рублей. Говорят также, что Николай Маркин протокол с такой суммой не подписал. Мы точно не знаем, но возможно, Николай Петрович или Михаил Юрьевич расскажут, во сколько же обошлись СРО-сообществу «Методологические подходы»? Думаем, это будет интересно многим.

Как многим было бы интересно узнать – детально и с подробной расшифровкой – на какие еще актуальные книги потрачены 25 000 000 рублей, что были выделены в смете НОСТРОЯ на издательскую деятельность в 2012 году.

Зачитывались «Методологическими подходами» вместе с вами
Ваши ЗаНострой.РФ, ЗаСро.РФ, ЗаСаморегулирование.РФ

Предупреждение!

Этот материал является обновленной копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии