Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 25 декабря 2018 в 10:12
14    1941

: Нужно полностью поменять систему контрактования в строительстве

Антон Мороз
Антагонизм в отношениях между заказчиком и подрядчиком заложен изначально: ведь первый тратит, а второй зарабатывает, и никто не хочет отдавать своё. Не один десяток лет мы наблюдаем настоящую войну между теми, кто заказывает строительство, и теми, кто его выполняет: по-прежнему одни жалуются на срыв сроков и некачественную работу, другие – на задержки выплат и необоснованные дополнительные требования.

Тендеры
Проблема взаимоотношений заказчиков и подрядчиков, особенно в части исполнения государственного заказа, очень серьёзно влияет на сроки, качество, объёмы строительства и общение заказчиков и фактических исполнителей. С одной стороны, мы имеем коммерческий заказ на строительство, где техническое задание формируется на основании запросов заказчика, который является основным плательщиком денежных средств.

Именно он указывает проектировщику, организациям строительного контроля и надзора необходимые требования и условия, которые он хочет видеть в своём объекте, и требует их обязательного исполнения. Структура, которая обеспечивает техническое задание и конкурс, чётко понимает, что хочет иметь по факту. Она нанимает того проектировщика, который не дешевле, а который профессиональнее; привлекает службы строительного контроля и надзора, технического заказчика, и пользуется профессиональным инструментарием, в том числе на экспертном уровне.

Это правильный подход. В такой ситуации формируется абсолютно объективная, адекватная цена, которая выносится на рынок и в рамках которой делается предложение. Сам заказчик чётко определяет того подрядчика, с которым он хочет работать, по тем критериям, которые он задал. По его опыту работы, по оснащённости кадрового состава, технической базы, по возможностям финансового участия в процессе строительства, решения тех или иных проблемных узлов и задач.

С другой стороны, мы имеем государственный муниципальный заказ в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-Ф3. Основная проблема всех строек – это отсутствие грамотного технического заказчика на строительстве. При малом строительстве заказ на квадратные метры формируют в основном муниципалитеты, детские сады, школы. МУПы, ГУПы. Предприятия государственного комплекса в части государственного управления через 44-ФЗ и 223-Ф3 сталкиваются с проблемой квалификации заказчика, которому приходится формировать заявку и проводить конкурсную процедуру, нанимать компанию и в дальнейшем принимать у неё работы. Сам заказчик абсолютно безграмотен в проведении закупки работ и не в состоянии обеспечить качественную приёмку и технический надзор за этими работами.

В основном, победителем в закупке становится организация, предложившая наименьшую цену. И через три месяца мы имеем либо недостроенный объект, либо объект, построенный с крайне низким качеством, который начинают переделывать заново. В рамках Федерального закона № 44-ФЗ о больших закупках ситуация тоже крайне неоднозначна. Крупные заказчики обладают собственными системами контроля исполнения заказа. Они пытаются обеспечить победу на аукционах именно тем поставщикам услуг, которые обладают необходимыми возможностями. Но мы всё равно имеем серьёзный перекос, когда за счёт демпинга входит группа компаний, называемая «Рога и копыта», снижает цену, выигрывает конкурс и тем же добросовестным поставщикам услуг пытается этот конкурс в дальнейшем перепродать. Она максимально занижает цену и тем самым подрывает качество работ и подводит её исполнителей. С другой стороны, появляются так называемые специально заточенные под собственных поставщиков конкурсы, что способствует развитию конкуренции и в результате приводит к увеличению цены на конкурсных процедурах, не создавая дополнительных преимуществ по качеству выполнения работ, в размере увеличения 30-35% по стоимости фактических работ на рынке. Это тоже проблема. Каким же образом её можно решить?

Во-первых, нужно полностью поменять систему контрактования в строительстве. 44-ФЗ и 223-Ф3 – это законы общего применения. Строительная отрасль крайне специфическая. В ней задействовано более 7-ми миллионов рабочих рук, работает огромное количество различных по своему профилю деятельности компаний. Без наличия системы квалификации, собственного закона по контрактованию проектных, изыскательских, строительных работ решить задачу допуска качественных исполнителей контрактов на площадку, а также задачи, связанные с ценообразованием и с уценкой стоимости проектно-изыскательских работ, будет невозможно. Должно быть два разных закона. Один должен описывать взаимоотношения заказчика и подрядчика, а также закупочных процедур в строительстве, а другой – описывать процедуру закупки в проектировании и инженерных изысканиях. Несмотря на то, что это единая отрасль, мы имеем достаточно серьёзный перекос внутри неё самой по недооценке проектно-изыскательских работ на фоне общестроительных.

Опять же, без двух разных системных законов по закупкам мы эту ситуацию не решим. А как мы понимаем, от инженерных изысканий и проектирования зависит практически всё, что связано с качеством работ и с применением современных инновационных технологий. Эти законы уже много лет готовятся Национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей. По ним идёт активная работа с Министерством строительства и ЖКХ РФ, но в то же время мы имеем противовес в лице экономического блока Правительства нашей страны, который не считает строительную отрасль исключительной. Между тем, без принятия отдельных законов по конкурсным процедурам в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях решить ситуацию с закупками будет крайне сложно.

От этого зачастую зависит и ситуация взаимоотношений заказчика и подрядчика на площадке. Если процедура закупки будет отрегулирована, то проблема взаимоотношений и допуск на площадку качественного подрядчика будет на 90% решена.

Ценообразование
Далее, у нас достаточно большие проблемы с вопросом ценообразования. Уже несколько лет Минстрой России вырабатывает концепцию ценообразования в строительстве, переходит от одного метода оценки к другому. И до сих пор не принято однозначного решения. Вызывает беспокойство, что зачастую вопросом ценообразования занимается тот, кто непосредственно размещает заказ, и тот, кто проводит экспертизу той цены, которую заказчик считает правильной.

Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительные работ зачастую становится не 12-15%, а сводится до 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Заказы принимаются ради заказа, для того, чтобы обеспечить заработными платами работников предприятия. Мы при этом забываем об амортизации технической базы, что зачастую мы этим самым не допускаем профессиональных строителей до работы на более важных и более системных объектах. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям. Этот вопрос необходимо незамедлительно решить.

Правовая грамотность
Если государственный заказчик будет иметь необходимую системную проработанную позицию, которая будет ориентирована не на строительство за минимальные деньги в кратчайшие сроки, а на взвешенный подход к строительству качественного объекта за адекватную стоимость и сроки, то это очень упростит взаимоотношения серьёзного подрядчика с заказчиком. И мы знаем региональное подрядчиков, которые работают именно по принципу качественных работ, которые не берутся за недооцененные и обесцененные работы, и которые чётко прописывают договорные отношения с заказчиком. У этих компаний не возникает проблем во взаимоотношениях с поставщиком услуги. Они в состоянии выйти на объект собственными силами, обладают необходимой технической, материальной, кадровой базой. Таких заказчиков нужно «создавать» как можно больше. То есть, кратные отраслевые заказчики должны быть у каждого из министерств. При этом должен быть заказчик, который может исполнить весь комплекс работ, но не будет являться единственный исполнителем, потому что тогда возникнет перекос в ценообразовании и в допуске на рынок компаний, которые в состоянии сочетать это работы параллельно. Я считаю, что если у нас в каждом направлении отрасли будет несколько трестов, специализирующиеся на определённых видах работ, то это принесёт определённую пользу для развития этих отраслей строительной промышленности, особенно специфических.

Сопровождение
Следующее необходимое условие исполнения качественных работ – это наличие проектировщика, который создавал объект не только на начальной стадии проектирования, но и сопровождал его на всех этапах строительства. Это позволит соблюсти технологическую и конструкторско-проектную линию, а также в любой момент вмешиваться в процесс производства строительных работ, в отношения заказчика и самого подрядчика с целью недопущения обесценивания и ухудшения качества этих работ. Проектировщик должен быть введён как представитель авторского и проектного надзора с момента создания ТЭО до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Контроль
И последнее – это функция строительного контроля. Она осуществляются Минстроем и службами технического заказчика. Но при этом в строительной отрасли существует огромное количество в том числе федеральных заказчиков, у которых свои собственные задачи, своё видение постановки строительных работ. Мы считаем, что Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство социального развития и иные федеральные органы исполнительной власти должны заниматься непосредственно той деятельностью, ради которой они были созданы.

А строительной частью этих работ, не входя в технологические процессы, должны всё-таки заниматься именно строители и Минстрой России. Поэтому одной из основных наших задач является создание федерального технического заказчика и развитие на его базе, а также на базе коммерческих предприятий профессиональных служб строительного контроля, которые будут независимо отслеживать на каждом этапе строительства, особенно государственного, качество исполнения, сроки, стоимость. применимость тех или иных материалов на объектах, и тем самым будут чётко вести и обеспечивать исполнение заключённого договора. Это опять же позволит заказчику и исполнителю работ иметь чётко аргументированную позицию в отношении друг друга и не допускать взаимного обесценивания за счёт описании процедур.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #83204 Валерий Мозолевский 25.12.18 в 10:57

    Очень правильно. Ведь необходимо учесть, что в соответствии Гражданского Кодекса закупки подрядных работ должны проходить по отдельному федеральному закону.

    Вопрос, когда и кто решит этот вопрос. Я вас уверяю, что вина в этом и лежит на НОСТРОЙ и НА НОПРИЗ. Почему? НОСТРОЕМ руководят застройщики. Конфликт интересов на лицо. Ни президенту НОСТРОЙ ни руководителю дирекции или Экспертного Совета - это вообще не надо и они будут противодействовать этому. Они не на нашей стороне.

    В НОПРИЗЕ ещё интереснее. Скажите, а зачем Президенту НОПРИЗ какие-то изменения? Ответьте мне на этот вопрос и вы поймёте.

    4

    #83206 PRoFeSSoR 25.12.18 в 11:20

    Необходимо привести в соответствие то, что есть. Предложение нагородить ещё, а потом свалить это в кучу "на доработку" в корне не верно. Что за менталитет такой?

    11
    • #83207 Валерий Мозолевский 25.12.18 в 11:24

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      Если пишите, что необходимо привести в соответствие то, что есть. Тогда подробнее, пожалуйста, что есть и как Вы предлагаете привести в соответствие. Если есть конкретные предложения, принимаю ваше мнение.

      0

      #83209 PRoFeSSoR 25.12.18 в 12:12

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      Это смешно! Встречаем на каждом шагу коллизии норм права, вносятся предложения по изменению. Однако ГД не видит, не слышит и откладывает. А Вы принимаете. Смешно!

      0

    #83208 Сергей Титов 25.12.18 в 11:24

    Повтор анонса; в 12:00 в ТАСС состоится пресс-конференция главы Министерства строительства и ЖКХ РФ, посвященная итогам работы ведомства в 2018 году и прогнозам на 2019 год. ... Министр Владимир Владимирович Якушев расскажет об изменениях в законодательстве,
    о текущей ситуации в жилищно - коммунальном комплексе страны, о совершенствовании Системы ценообразования, - и других темах года;
    вступлении в силу Приказа об исполнении и оплате работ с 01.01.2019,
    а также Приказа о типовых контрактах в строительстве с 01.07.2019 г.,
    где Застройщиков будут контролировать банки - в рамках проектного
    финансирования, а Заказчиков - федеральное казначейство Минфина.

    P.S. Строительные СРО позицию в ближайшие полгода не обозначили.

    0

    #83210 Владимир Полозюк 25.12.18 в 12:15

    Ну и дураки-же вы все!!!

    Когда воруются бюджетные деньги под видом строительства нет заказчика и подрядчика!

    Есть два напарника-злоумышленника и есть элементарный сговор между ними...

    Один отдает государственные деньги, а другой эти деньги обналичивает и делится с первым. Хотя знаю примеры, когда заказчик и подрядчик по сути одно физическое лицо...

    Ни один из законов ни 44ФЗ ни 94ФЗ не содержат ни статьи, ни пункта, ни, даже, задрипанного примечания о ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ распорядителя бюджета за конечный результат!

    Расписана токмо ПРОЦЕДУРА!!!

    Поэтому БЮДЖЕТ РАЗВОРОВЫВАЕМ в соответствии с ЗАКОННОЙ ВОРОВСКОЙ процедурой!!!

    Отсюда: - Объект не построен, деньги сворованы, ВИНОВАТЫХ НЕТ!!!

    9
    • #83228 Владимир Полозюк 25.12.18 в 16:57

      Ответ пользователю: Владимир Полозюк

      Дохтур!! Чё ответу-то нету??? Нету что-ле корочки о верхнем йуридическом???

      А мож восходящая йуро-заСРОнная звезда А. Старицын мне поможет???

      Верховный суд Разрешил гражданам подавать судебные иски на воровские законы!!!

      Алексей!

      У вас есть верхнее йуридическое??? Хотел бы вас попросить быть моим поверенным в ВС в деле "В.В. Полозюк супротив обязаловки СРО"

      0

      #83234 Сопричастный 25.12.18 в 17:30

      Ответ пользователю: Владимир Полозюк

      Владимир! Вы обращаетесь к защитникам СРО выступить против системы? Может ещё и бесплатно? :)

      1

    #83413 Сергей Титов 30.12.18 в 09:48

    Шесть лет назад ПИСАЛ к вопросам ценообразования; учреждение банка ("Строй-Банк-СРО") - с активами компенсационных фондов и методом "технико-экономический контроль строительства" (ТЭКС), с целью регулирования стоимостных диспропорций в инвестиционно - строительном комплексе, при безопасности и качестве выполнения работ; оптимальное решение в критическом положении Системы органов саморегулирования в строительстве. ... (● Модель НОСТРОЙ)

    P.S. Путин поручил Медведеву создать специализированный БАНК для строительства жилья - Владимир Путин поручил правительству усилить контроль за Застройщиками жилых домов. ... Разработать комплекс мер в сфере жилищного строительства, в т.ч. создать банк;
    справочники цен (ФГИС ЦС) нужны тем, кто планирует бюджеты, а ресурсный метод должен использоваться при исполнении бюджета. Срок выполнения поручений Правительству, — 15 апреля 2019 года;
    — документ опубликован на официальном сайте президента России.

    PP.SS. «Трудно искать черную кошку (саморегулирование) в темной комнате (НОСТРОЙ), особенно если там ее нет», - говорил Конфуций; разумея не «качество и безопасность», а исполнение по форме КС-2.

    0
    • #83416 Сергей Титов 04.01.19 в 05:07

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      ● Текст ПП РФ от 30.12.2018 № 1765: "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", — раздельный учет юр/лица по каждому контракту, включая распределение накладных расходов (функциональных затрат) по срокам исполнения, отчетной документации объектов, — «Организатор строительного производства» визирует № КС-2, которые нужно составлять ресурсным методом прямых затрат

      0

      #83417 Сергей Титов 07.01.19 в 08:25

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Справка к Реформам ценообразования, — функциональные затраты Объектного учета, - четвертый тип сметных ресурсов
      (см. на стр. № 5 проекта), куда входит стоимость от расчетных показателей для организации строительства; учитывает Сроки
      выполнения работ (СМР) субъектами строительного договора;
      здесь правовой фактор — приказы Минстрой, см. #83208 выше,
      как элементы Системы управления затратами в строительстве.

      0
«На Ваш взгляд, прав ли Антон Глушков в том, что этот год будет очень трудным для строителей и их СРО?».
Последние комментарии
18.01, 11:29 Таисия Справедливая: Ну, видимо, тоже скоро вернется обратно)